Покупка автомобиля – ответственное занятие, для которого нужны определенные знания. Проблемы могут возникнуть и при покупке нового авто в салоне, и при покупке подержанной машины. В данной статье мы попытаемся разобраться в том, что покупателю нужно делать в том или ином случае.
Предположим, вы встали в очередь на покупку иномарки и заключили договор с автосалоном на поставку нового серийного автомобиля из-за рубежа, и при этом срок поставки истек, а машины все еще нет. Данный случай регулируется статьей 487 ГК РФ «Предварительная оплата товара», которой предусмотрено, что если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок, покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
Если же продавец не исполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного товара, и иное не предусмотрено договором купли-продажи, то он обязуется не просто вернуть сумму, отданную вами за товар, но и выплачивать проценты от суммы предварительной оплаты товара со дня, когда по договору передача товара должна была быть произведена, что предусматривает статья 395 ГК РФ. Кроме того, договором может быть предусмотрена обязанность продавца уплачивать проценты от суммы предварительной оплаты и со дня ее получения от покупателя. Иными словами, в случае нарушения срока передачи автомобиля по договору вы вправе потребовать (желательно в письменной форме или со свидетелями) его исполнения. Статья 314 ГК РФ обязывает должника исполнить обязательство в течение 7 дней с момента предъявления кредитором требования о его исполнении. Если этого не будет сделано, то вы имеете полное право потребовать вернуть уплаченную сумму и, помимо предусмотренных договором пени, получить также выплаты процентов в размере банковской процентной ставки, т. е. из расчета 12 % годовых.
На случай возникновения различных вопросов и недоразумений при покупке авто, помните, что свои претензии, равно как и исковое заявление, потребитель имеет право направить как изготовителю, так и продавцу (п.2 ст.17 Закона "О защите прав потребителей" - далее Закон). При возникновении спорного вопроса не стремитесь сразу подавать в суд, а предъявите свои претензии в отношении товара продавцу или изготовителю, причем сделать это нужно в течение гарантийного срока службы товара (п. 1 ст. 19 Закона). В это время потребитель может потребовать либо безвозмездного устранения недостатков товара, либо замены товара с недостатками на аналогичный качественный товар. Изготовитель или продавец обязан удовлетворить требование потребителя в течение 10 дней (п.1 ст.18 Закона). Требования о замене или о возврате денег за купленный сложнотехнический товар с его возвратом возможны только при наличии в товаре существенного недостатка. Если причина возникновения недостатков товара не ясна, то, согласно п.5 ст.18 Законы, экспертиза, выявляющая эти причины, проводится за счет изготовителя или продавца.
Если все же дело дошло до искового заявления, то потребитель имеет право направить его по своему выбору: по месту нахождения изготовителя, по месту нахождения продавца, по месту жительства потребителя или по месту причинения вреда (п. 2 ст. 17 Закона). При этом он освобождается от уплаты госпошлины.
На самом судебном процессе потребитель не обязан доказывать свою невиновность. Он считается правым до тех пор, пока изготовитель или продавец не докажут, что недостатки товара возникли по его вине или же вследствие непреодолимой силы (п.4 ст.13, п. 5 ст.14 Закона).
Требования об уплате неустойки или штрафа подлежат удовлетворению продавцом или изготовителем в добровольном порядке, а за просрочку выполнения требований потребителя продавец или изготовитель выплачивает пеню в размере 1% в день от стоимости товара – гласит Закон.
Изготовитель также несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявлять их особые свойства или нет. Он должен компенсировать моральный вред, независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст.15 Закона).
Условия договора, ущемляющие права потребителя, по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона). Продавец не имеет права обуславливать приобретение одних товаров приобретением других и без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги, работы за плату (п.2 и п.3 ст.16 Закона).
Многие продавцы отказываются выслушивать претензии покупателей, если у последних нет чека на товар. Но Закон говорит о том, что отсутствие кассового или товарного чека или иного документа, удостоверяющего факт покупки, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя. Доставка товара весом более 5 кг . для ремонта, замены или возврата изготовителю или продавцу осуществляется за их счет (п.7 ст.18 Закона).
Свои потребительские права полезно знать, но, согласно ст. 10 ГК РФ, злоупотребление ими может стать причиной отказа суда в защите прав потребителя.
|